В прошлом этнический состав населения Галичины - Галиции и, прежде всего, Львова отличался чрезвычайным разнообразием. Наряду с украинцами во Львове в разное время проживали поляки, евреи, армяне, немцы, австрийцы, греки, итальянцы, молдаване, представители многих других национальностей. Судьба национальных и конфесиональных общин была драматической и сложной, в зависимости от политических, военных, экономических факторов национальный состав наших земель, прежде всего городского населения, неоднократно подвергался изменениям.
Так, начиная с конца 19-го ст. Западную Украину по разным причинам покинули миллионы людей – трудовая и политическая эмиграция, добровольные и вынужденные переселенцы, жертвы репрессий, военнопленные, беженцы двух мировых войн. Это были люди разных национальностей и вероисповеданий – украинцы, поляки, евреи, немцы. И у каждого была своя особая судьба и неповторимая история его жизни. Сегодня их потомков можно встретить на всех континентах.
В наше время многие стремятся отыскать свои корни, посетить те места, откуда происходят их близкие, узнать что-либо новое о прошлом своей семьи.
Я предоставляю услуги в организации таких путешествий - перевод и информационное сопровождение при поездках по Западной Украине . При необходимости провожу исследования в архивах, дополнительные поиски для выяснения адресов, мест захоронения и т.п. МОИ КОНТАКТЫ.
УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВ.
Во времена средневековья средместье Львова говорило прежде всего по польски либо по немецки – украинцы обычно селились в предместьях. Тем не менее, даже в те времена во Львове было «мало русинов, но много Руси». Городские фортификации, дворцы шляхты и дома мещан, костелы и монастыри зачастую возводились украинскими руками и под ощутимым влиянием украинских художественных и конфессиональных традиций. Да и само львовское панство, мещане и цеховые мастера на немецком праве - не вчерашние ли это украинские шляхтичи, торговцы и ремесленники?Судьба - жестокая и справедливая - распорядилась так, что в самые тяжелые для Украины времена Западная Украина, Галичина, Львов становились бастионом и последней надеждой Украинства, заслуженно получив звание «Украинского Пьемонта».
Это осознаешь, посещая многочисленные храмы Львова, - давние, украинские по духу, воплощению и конфессиональной принадлежности - собор Св. Юра, Успенскую, Преображенскую, Николаевскую, Онуфриевскую, Пятницкую церкви, храм Св. Ильи.
Это понимаешь, осматривая изысканные сооружения украинского Модерна - здания украинского страхового Общества "Днистер", Украинского Академического Дома, Бурсы Украинского Педагогического общества, Музыкального общества им. Лысенко, Ученической бурсы.
Это чувствуешь, глядя на сооружения, непосредственно связанные с вековой борьбой украинцев за свою науку, культуру и государственность, такие как здания Научного общества Шевченко, Ратуши, Народного Дома, "Народной гостиницы", общества "Просвита" (пл. Рынок), Цитадели, военной комендатуры и казарм Фердинанда, печально известных львовских тюрем - Бригидок, на Лёнцкого и Замарстыновской.
Это видишь, любуясь богатой и уникальной украиникой львовских художественных и мемориальных музеев.
Ознакомиться со всем этим культурным и историческим богатством Вам поможет экскурсия УКРАИНСКИЙ ЛЬВОВ.
ЛЬВОВ В ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ.
В период с 14-того по 18-й век и в межвоенный период Львов относился к польскому государству. Многочисленная польская община (крупнейшая то время во Львове) держала в руках рычаги управления городом, римо-католическая церковь определяла тогда сам образ его жизни. Во времена шведского Потопа 17-го столетия и в бездержавный для Польши (как и для Украины) девятнадцатый век Леополис становился опорой польской культуры и национального сознания. Львов стал городом Артура Гротгера и Габриэлы Запольской, Генрика Розена и Станислава Лема, ещё многих выдающихся деятелей культуры и искусства. Поэтому, не признавая, конечно, Львов польским городом, следует признать его большое значение для польской истории и культуры.АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА ЛЬВОВА.
Армяне появились во Львове еще в 13-м веке и сыграли значительную роль в истории города – они были ремесленниками, торговцами, купцами, переводчиками, путешественниками, учеными, доминировали в некоторых видах ремёсел и отраслях деловой жизни. Здесь проживала третья по величине и значимости – после Крымской (г. Кафа - Феодосия) и Каменец-Подольской – армянская община в Украине. Львов был одним из наиболее значительных культурных центров армян вне пределов их этнической территории.
В начале 17-го ст. большинство львовских армян приняли унию с Римо-католической церковью, возникла Львовская архидиоцезия Армянской Католической церкви во главе с архиепископом. Церковь просуществовала до сороковых годов 20-го столетия, когда, вместе с Украинской Греко-Католической церковью (УГКЦ) была запрещена большевиками. Но, если Украинская Греко - Католическая Церковь содействовала сохранению украинцами Галиции, в разное время пребывавших в составе Польской Речи Посполитой и Австрийского Государства, своей культурной идентичности и развитию национального самосознания, то Армянская Католическая церковь в некоторых аспектах содействовала ассимиляции относительно изолированной и немногочисленной - на фоне других этнических групп - общины львовских армян. После присоединения в 1939 году Западной Украины к СССР большое число львовских армян было репрессировано. В наше время армянская община Львова, как и армяне в целом, принадлежит к Армянской Апостольской Православной Церкви, и в большинстве своём состоит из выходцев из современной Армении.
Несмотря на все исторические перипетии, во Львове сохранился замечательный ансамбль улицы Армянской с её уникальным комплексом Армянского собора (Армянский собор, звонница, дворец армяно -католических архиепископов, колонна Святого Христофора, здание армянского банка "Mons Pius", барельефы "Голгофа" и "Фома неверующий" и др.) и многочисленными старинными жилыми зданиями, интересные памятники армянского наследия в других частях старого города, исторические армянские захоронения Лычаковского кладбища. Пещеходная экскурсия, посвященная Армянскому культурному наследию Львова, ЛЬВОВ - ПРИЮТ СТРАННИКОВ , охватывает центральную часть города.
ЕВРЕЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЬВОВА И ГАЛИЦИИ.
"Выйдя из товарного вагона
в азиатской дальней стороне,
полька моисеева закона
написала «Zofia» на стене.
Я увидел синагоги Львова,
долгополых сюртуков квартал..."
Н. Ушаков
Евреи появились во Львове в 13-м - 14-м веках. В основном это были ашкенази - европейские евреи из Германии и Чехии, но встречались также и выходцы из Испании - сефарды. Фактически во Львове в период средневековья было две еврейские общины - одна в пределах города, и другая - на Краковском предместье. Между ними был ряд различий, в том числе и в правовом отношении. Приход австрийцев в конце 18-го века положил начало эмансипации и, в определенной степени, ассимиляции евреев во Львове и в целом в Галиции. В 19-м веке во Львове быо три религиозные группы внутри еврейской общины - ортодоксальные евреи, евреи - последователи реформированной синагоги , (или т.н. прогрессисты, к которым преимущественно относились последователи єврейского просвещения - Хаскалы)и хасиды. Отношения между ними временами были достаточно сложными.
После преобразования в 1867 году Австрийской империи в двуединую Австро - Венгерскую монархию, евреи были полностью уравнены в правах с другими подданными империи.
Еврейская община Львова была весьма многочисленной - в предвоенный период она насчитывала более 100000 человек и составляла около трети всего населения города. Во Львове и в целом в Галиции евреи занимали ключевые позиции в бизнесе, сфере производства и различных ремёслах, играли существенную роль в культуре, науке и искусстве.
Несмотря на Катастрофу - Шоа - Холокост - трагические события периода второй мировой войны, в Галичине сохранились интересные памятники еврейской истории, культуры, религии:
- во Львове эти исторические, художественные, романтические и трагические достопримечательности можно увидеть в ходе экскурсии ЕВРЕЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЬВОВА.
- во многих других городах Галиции, и в частности Львовской области, где ранее были значительные еврейские поселения или общины - штеттлы, таких как Броды, Жолква, Белз, Самбор, Буск, Золочев и других, сохранились жилые дома, синагоги, кладбища, мемориалы памяти жертв Шоа - Холокоста. Во многих случаях местная еврейская община в своё время составляла добрую половину или даже уверенное большинство всего населения данного города. Эти бывшие штеттлы - центры жизни местного еврейства можно посетить в ходе однодневных поездок.